Люди Тянь-Шаня

Узбеки составляют подавляющее большинство населения Западного Тянь-Шаня.

В формировании национального состава Тянь-Шаня принимали участие согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, жители Шаша — Ташкентского оазиса и сако-массагетские племена (все они говорили на восточноиранских языках).

Тюркоязычные племена стали проникать в Среднюю Азию еще на рубеже н. э. (гунны проникли в Семиречье и Приаралье в I в. до н. э. и I в. н.э.) Происходило постепенное сближение и слияние тюркоязычного и части ираноязычного населения. К тому времени относится завершение в основных чертах формирования народностей.
К началу XX в. население Тянь-Шаня состояло из трех больших этнографических групп:

  1. древнего оседлого населения оазисов;
  2. потомков до-монгольских племен среднеазиатского междуречья, смешавшихся с тюрко-монголами и средневековыми огузами, сохранявшими полукочевой быт и родоплеменное деление;
  3. потомков дештикыпчакских племен (кыпчак, найман, кунграт, мангыт и др.), переход к оседлости которых завершился лишь в начале XX в.

Славянское население в Тянь-Шане

Первоначальными русскими поселениями в Средней Азии явились степные укрепления, построенные русскими солдатами-линейцами, «белыми рубахами» называли их туркмены.

Позже возник другой вид русской оседлости в Туркестане — казачьи поселки.

Третий вид русских поселений в Средней Азии — это села, возникшие в результате крестьянской колонизации. Крестьянская колонизация распространилась на все области Тянь-Шаньского края.

Таджики в Тянь-Шане

Таджикский этнос формировался на основе местных ирано-язычных элементов с включением небольшого числа издавна поселившихся в оазисах оседлых тюрков. Процесс сложения этнического ядра таджиков завершается в IX-Х вв. с образованием государства Саманидов.

С таджиками в последние десятилетия сливаются мелкие горные народности Памира — язгулемцы, рушанцы, бартангцы, орошорцы, шугнанцы, хуфцы, баджуйцы, ишкашимцы, вахан-цы (основные жители Горно-Бадахшанской автономной области), а также ягнобцы, живущие в верховьях р. Заравшан. По-видимому, ягнобцы являются прямыми потомками согдийцев; в формировании же памирских народов важную роль сыграли сакские племена.

 

Корейцы в Тянь-Шане

Численность корейцев в районе Тянь-Шаня составляла:

1959 г. — 138500,
1979 г. — 163062,
1989 г. — 183140
2000г. — началось массовый выезд корейцев в Южную Корею и Россию

Кoрейцы были депортированы в 1920-е гг. в Среднюю Азию и Казахстан. Корейцы — трудолюбивый земледельческий народ с большими навыками поливного земледелия. Мастерство корейцев в выращивании основной культуры — риса, а также лука помогло освоить эти культуры местному населению.
Они привезли с собой семена многих дальневосточных сортов огородных культур: корейской капусты, лука, чеснока, редьки, огурцов, тыквы-горлянки, а также соевых и крахмальных бобов, которые хорошо привились в условиях Средней Азии, их стали возделывать и местные народы.

19 сентября 1997 г. на Северный вокзал Ташкента прибыл необычный поезд — ПОЕЗД ПАМЯТИ.

Пассажирами поезда были представители Корейской диаспоры всех стран мира.

11 сентября 1997 г. Поезд Памяти вышел из Владивостока и прошел тем же маршрутом, что и 60 лет назад. В те 30-е годы корейцы, насильно высланные неизвестно куда, преодолевали этот путь в смертельных муках.
Этот поезд состоял из комфортабельных вагонов, но в хвосте был прицеплен товарный — такой, в каких в 1937 г. везли переселенцев. Если в 1997 г. путь, равный около 10 тыс. км Поезд Памяти прошел за 9 дней, то в 1937 г. выселенцы преодолевали его за 1,5-2 месяца.

Краткая справко по жителям, населяющим Западный Тянь-Шань и здесь лишь малая часть национального состава жителей. В этом районе Тянь-Шаня сгруппировано большое количество национальностей, которые живут в мире и согласии. Перед величием гор никакие распри не могут поколебать людское уважение друг к другу.

About the author